Как развивать навыки самостоятельного мышления

Перечень всех учебных материалов

Государство и как развивать навыки самостоятельного мышления право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

4.4. Развитие мышления учащихся в процессе обучения

  Поскольку мышление является самым активным и сложным познавательным процессом, опосредованным речью, его развитию у школьников необходимо уделять особое внимание. В связи с этим в психолого-педагогических отраслях знания возникло понятие «активизация обучения». Под активизацией учебной деятельности понимается целеустремленная деятельность педагога, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности учащихся в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении, а также формировании способностей прогнозировать учебные и жизненные ситуации и принимать самостоятельные решения.
  В современных условиях стратегическим направлением активизации обучения должно стать создание дидактических и психологических условий для осмысленности обучения, включения в этот процесс учащихся не только на уровне интеллектуальной, но и социальной и личностной активности.
  При догматическом обучении канонизированное содержание должно быть усвоенным буквально, а субъект обучения редуцировался к объекту воздействия обучающего, подобно восточной модели: «Гуру — ученик». При такой системе поток знаний однонаправлен от гуру к ученикам, и проблема познавательной активности учащихся не ставится.
  Систематические основы активного обучения закладывались в конце 70-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению в контексте школы. Многолетняя дискуссия «Проблемное обучение — понятие и содержание» помогла раскрыть специфику проблемного обучения. В этом плане особенно интересны работы А.М. Матюшкина, в которых введено понятие диалогического проблемного обучения и обоснована необходимость включения проблемных методов во все виды и звенья учебной работы.
  Главная задача современного образования видится в оснащении учащихся методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи — это всегда поиск нового способа решения.
  Проблемным обучением можно назвать обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучаемые усваивают новые знания, умения и навыки.
  Формирование мышления учащихся — это, по сути дела, выработка творческого, проблемного подхода. Это прежде всего:
  • возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;
  • способность выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки;
  • собрать данные, проанализировать их, предложить методику их обработки;
  • способность сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных результатов;
  • видение проблемы в целом, все аспекты и этапы ее решения, а при коллективной работе свою роль в решении проблемы.
  Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что педагог не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
  Принципиально важен тот факт, что новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы или проблем. При традиционной педагогической стратегии — от знаний к проблеме — учащиеся не могут выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, поскольку им даются для усвоения его готовые результаты. Авторы проблемного метода придают исключительно важное значение смене стратегии «от знаний к проблеме» на стратегию «от проблемы к знаниям».
  Предметно-содержательные характеристики проблемного обучения:
  • Тот или иной тип противоречия, выявленного педагогом совместно с учащимися.
  • Отсутствие известных способов решения подобных проблем.
  • Дефицит данных или теоретических моделей.
  Занимающийся проблемным обучением педагог должен знать структуру и типологию проблемных ситуаций, способы их разрешения, педагогические приемы, определяющие тактику проблемного подхода. Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречил, характерные для познавательного процесса, могут служить:
  • Проблемная ситуация как следствие противоречий между имеющимися знаниями и новыми для учащихся фактами, разрушающими теорию.
  • Понимание научной важности проблемы и отсутствие теоретической базы для ее решения.
  • Многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов.
  • Практически доступный результат и отсутствие теоретического обоснования.
  • Противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью.
  • Противоречие между большим количеством фактических данных и отсутствием метода их обработки и анализа.
  Все указанные противоречия возникают из-за дисбаланса между теоретической и практической информацией, избытком одной и недостатком другой или наоборот.
  Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда она позволяет разграничить известное и неизвестное и наметить пути решения, когда человек, столкнувшись с проблемой, точно знает, что именно ему неизвестно.
  Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача ставит вопрос или вопросы: «Как разрешить это противоречие? Чем это объяснить?» Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы решения. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация - проблемная задача - модель поисков решения о решении.
  Правильно сформулировать проблему — значит уже наполовину ее решить. Но на начальном этапе решения в формулировке такой задачи не содержится ключ к ее решению.
  Поэтому в классификации проблемных задач выделяют задачи с неопределенностью условий или искомого, с избыточными, противоречивыми, частично неверными данными. Главное в проблемном обучении — сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений.
  Некоторые авторы определяют проблемное обучение как ряд проблемных задач, последовательное решение которых ведет к достижению поставленной дидактической цели.
  Проблемные задачи выполняют тройную функцию:
  • они являются начальным звеном процесса усвоения новых знаний;
  • обеспечивают успешные условия усвоения;
  • представляет собой основное средство контроля для выявления уровня результатов обучения.
  В результате исследований и практической деятельности выделены три главных условия успешности проблемного обучения:
  • обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
  • обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
  • значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого.
  Для достижения главной дидактической цели преподаватель, занимающийся проблемным обучением, должен уметь планировать проблему, управлять процессом поисков и подвести учащихся к ее разрешению. Это требует не только знания теории проблемного обучения, но и овладения его технологией, специфическими приемами проблемного метода, умения перестроить традиционные формы работы.
  Не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении учащихся с историей предмета науки. Гипотезы, решения, новые данные в науке, кризис традиционных представлений на поворотном этапе, поиски новых подходов к проблеме — вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения. Овладение логикой поиска через историю открытий — один из перспективных путей формирования проблемного мышления. Успешность перестройки обучения с традиционного на проблемное зависит от «уровня проблемности», который определяется двумя следующими факторами:
  • степенью сложности проблемы — выводимой из соотношений известного и неизвестного студентом в рамках данной проблемы;
  • долей творческого участия обучаемых в разрешении проблемы как коллективного, так и личного.
  Чтобы уровень мотивации учащихся в процессе проблемного обучения не понизился, соответственно должен возрастать от класса к классу уровень про- блемности.
  Методы проблемного обучения в большей степени применимы в среднем и старшем звене общеобразовательной школы в силу личностного и интеллектуального созревания учащихся и их готовности к самостоятельному решению проблемных задач. Но если в младшем звене не проводить специальную работу по развитию навыков мышления, то этой готовности с возрастом просто может не возникнуть. Поэтому хотелось бы сказать несколько слов о приемах, способствующих развитию мышления у младших школьников.
  Р.М.Грановская считает, что важным моментом стимуляции мышления школьника является создание и укрепление мотивации, которая позволит время от времени переключать свою деятельность на другие задачи, не выпуская из виду и основную. Такое переключение выступает как профилактическая мера, предохраняющая от переутомления, и как способ временной концентрации внимания на побочные действия.
  Активизирует мыслительный процесс, по мнению ученой, умение правильно ставить вопросы, которое и станет основой готовности ребенка к решению проблемных задач. В качестве одного из действенных способов активизации мышления Р.М.Грановская считает подсказку. В качестве подсказки для решения основной задачи можно использовать вспомогательную, менее трудную, но содержащую принцип решения основной.
  В.Д.Шадриков в одной из своих монографий выделил психологопедагогические условия, способствующие развитию активного мышления: со стороны ученика это - наличие познавательного интереса, готовность к мышлению, связь мышления с пониманием того, что зрительно или вербально воспринимается им, а со стороны учителя это - ориентация на зону ближайшего развития.

 

© www.txtb.ru


Источник: http://txtb.ru/145/23.html


Закрыть ... [X]

Развитие навыков самостоятельного мышления у детей. - Ozon Как сделать скин для жителей



Как развивать навыки самостоятельного мышления Формирование навыков самостоятельной познавательной
Как развивать навыки самостоятельного мышления Развитие навыков самостоятельного мышления у детей
Как развивать навыки самостоятельного мышления 4.4. Развитие мышления учащихся в процессе обучения
Как развивать навыки самостоятельного мышления Rimmel London Россия
Как развивать навыки самостоятельного мышления VKontakte. Как сделать так, что бы другим пользователям не
Как развивать навыки самостоятельного мышления Боксерские Мешки, Манекены
Борьба с сорняками на участке, даче и огороде способы Декоративный огород в ландшафтном дизайне своими руками Как американские корпорации помогали Гитлеру - Мастерок. жж.рф Как сделать так что когда умирешь вещи остаются в инвенторе (help) Капельный полив своими руками: как сделать систему, фото Кварцевые обогреватели - новое слово в отоплении